Всем привет!

К сожалению, интересоваться вариативностью и фантазией мошенников мы начинаем только после того, как сами стали жертвами финансовых махинаций. Ну, или пострадал кто-то из близких.

Я после случая с Apple ID перечитала все более менее свежие статьи на тему мошенничества и была морально готова к незваным гостям. А они не заставили себя долго ждать))). Расскажу чуть позже, чем закончилась наша светская беседа со злоумышленником.

Банковские карты сейчас есть у всех. Разумеется, мошенники различными обманными путями стараются прикарманить себе ваши деньги. Основной вал мошенничества идет посредством обычного телефонного звонка клиенту банка. Махинации с банкоматами также имеют место быть, но они все же не так распространены.

Перед тем, как перейти к основной теме поста, мне хочется процитировать Лису Алису из известного детского фильма:

«Покуда есть на свете дураки,
Обманом жить нам, стало быть, с руки.
………..
На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврёшь —
И делай с ним, что хошь!»

Самое важное в финансовых вопросах — сохранять бдительность и перепроверять информацию! Пусть вы сами себе представляетесь мнительным психопатом. Пусть вам вроде как неудобно перед собеседником, но зато деньги будут целее.

Картинка в тему. Надеюсь на такую удочку вы не попадетесь.

мошенничество с банковским картами

Как определить, что вам звонит финансовый мошенник?

Первый шаг — вам поступает звонок с незнакомого номера. Человек представляется сотрудником банка.

Опустим подробности каким образом мошенник завладел вашим номером телефона. В конце концов, прозвон может идти обычным перебором номеров.

Важные моменты:

  • телефонный номер звонящего может быть очень похож на настоящий телефон банка. Сейчас есть технологии, подменяющие MSISDN оператора связи на любой телефонный номер;
  • мошенники в 90% мужчины (из мест не столь отдаленных).
  • в редких случаях могут «не угадать» банк. Например, мне звонили «типа из ВТБ». Я являюсь клиентом банка, но только в части брокерского обслуживания. Закрытый автокредит не считается)))
  • будьте готовы к тому, что мошенник знает как вас зовут и будет обращаться по имени-отчеству.

Второй шаг — у вас любыми обманными путями постараются выведать финансовую информацию. Например, могут сбить с толку, что в данный момент с вашей карты кто-то пытается снять деньги или «сейчас мы удостоверимся, что говорим с держателем карты —> назовите код из смс».

Тут главное помнить, что в 99% случаев из банка вам звонят только для того, чтобы впарить кредитную карту)). На моей памяти, мне один раз звонили из Тинькофф, когда я расплачивалась за границей и не сделала в личном кабинете пометку о поездке.

Давайте пробежимся по основным моментам, которые должны выступать в роли стоп-фактора:

  • вас просят предоставить личные сведения. Поинтересуйтесь, для каких целей это требуется. Если гложат сомнения — не называйте никаких данных, напомните незнакомцу, что вы указали личные сведения при заключении договора.
  • неизвестный просит сообщить СVV-код, код из смс, кодовое слово. Кладите трубку без промедлений. Эти данные никогда у вас не спросят в банке. Иногда спрашивают кодовое слово, но только если вы сами обращаетесь в контактный центр.
  • вас предупреждают о мошеннической операции с банковской картой. Могут назвать сумму перевода или сумму на счету. Разговор выстраивают очень уверенно, отлично отрабатывают возражения. Это именной мой случай! Я прям восхитилась способностью к переговорам))
  • вам диктуют реквизиты для перевода под любым предлогом. Ни в коем случае не переводите деньги, а лучше перезвоните в банк.
  • сотрудник банка не называет свою должность и фамилию, уводит разговор в другое русло. Будьте начеку.

Попробуйте перехватить инициативу в свои руки. Скажите, что сейчас неудобно разговаривать и попросите перезвонить позднее или озвучьте, что записываете разговор. На вас давят, торопят с принятием решения? Это основной аргумент мошенника!

Наш мозг устроен так, что второпях или в стрессе мы забываем основные правила безопасности и теряем бдительность. Не ведитесь на пугающие сценарии и кладите трубку.

Теперь расскажу свою историю общения с одним из таких злоумышленников. Обычный рабочий день, офис открытого типа в большой компании. Все всех видят и слышат. Мне поступает звонок, я начинаю разговаривать с собеседником, а коллеги прекращают выполнять свои рабочие обязанности))).

Номер был московский. Сейчас уже не вспомню 8-800 или (495). Молодой человек представляется сотрудником банка ВТБ и толкает легенду, что прямо сейчас с моей банковской карты пытаются совершить платеж в другом городе. Ему нужно удостовериться, что именно владелец карты совершает действие. Я отвечаю, что нет, никаких платежей я сейчас не провожу. Для того, чтобы предотвратить действия мошенников, следует срочно проверить мои личные данные и установить дополнительную защиту посредством смс.

Огонь история))). Вот только на моей карте ВТБ совсем нет денег. Я решила немного потрепать нервы злоумышленнику и побольше разузнать о его методах. Начала задавать глупые вопросы, путать его, что прямо сейчас в личном кабинете не вижу никаких транзакций и могу сама заблокировать карту если что. Молодой человек на том конце провода потерял терпение и бросил трубку, когда я пятый раз задала ему один и тот же вопрос: «Зачем сотруднику банка мои паспортные данные, если я заключала договор в офисе?».

Разумеется, мы с коллегами бурно обсудили «переговоры» и тут выяснилось, что буквально на днях одну нашу сотрудницу развели абсолютно по такому же сценарию. Только ей повезло меньше. Злоумышленник угадал с банком и смог посеять сомнения. Когда ей начали приходить смс о списании денег, пришлось срочно звонить в банк и блокировать карту.

Что делать, если вы все таки попались на удочку и сообщили мошеннику секретные сведения?

  1. Заблокировать карту из личного кабинета/приложения или по телефону горячей линии банка.
  2. Быстро перекинуть в личном кабинете остаток по банковской карте на другой счет (накопительный или депозит). Сейчас в Сбербанке можно открыть вклад за пару минут.
  3. Позвонить в банк или сходить ногами, написать заявление о мошенничестве и поспросить отозвать последние операции по карте.

Пункт 3 будет зависеть от банка. Абсолютно точно знаю, что Сбербанк разбирается с такими претензиями долго и не всегда в пользу клиента. А вот Тинькофф вполне может отозвать указанные платежи довольно быстро.

Пусть лучше вашего телефона не будет в базе мошенников, но все же помните — предупрежден, значит вооружен 🙂

У меня небольшая аудитория блога, но все же я попыталась действовать на опережение. Поделитесь статьей в соц.сетях. Вдруг, она кому-нибудь поможет.

Оксана